Бесплатные консультации на Ваши вопросы ответят:
  • Владислав Мищук
    Владимир Мищук
    детский лор
  • Фадеева Мария
    Фадеева Виктория
    лор, терапевт

Причины заложенности уха в самолете

Всем пассажирам воздушных лайнеров и членам экипажей знакомо некоторое недомогание во время перелетов. Особенно сильно оно дает о себе знать в то время, когда самолет набирает высоту или снижается. Во время взлета и посадки у пассажиров закладывает уши, снижается слух. Почему закладывает уши в самолете, что предпринять для их минимизации?

Дискомфорт сопровождается болевыми ощущениями, нарушениями работы вестибулярного аппарата, человека иногда начинает тошнить. Некоторые пассажиры легко переносят изменения, после взлета они легко приходят в нормальное состояние.

Другие пассажиры испытывают значительный дискомфорт в воздухе, и еще некоторое время после полета они чувствуют недомогание. В ряде случаев приходится обращаться за врачебной помощью. Но почему закладывает уши в самолете, какие возможны последствия этого состояния?

Почему закладывает уши в самолете

Основная причина закладывания ушей в самолете – изменение давления окружающей атмосферы при быстром наборе или сбросе высоты. Это оказывает свое влияние на весь организм, но первыми реагируют органы слуха, наполненные воздухом.

Влияние атмосферного давления на организм человекаДавление воздуха в ухе не способно изменяться столь же быстро, как атмосферное. Эта разница приводит к деформациям барабанной перепонки. При наборе высоты внешнее давление снижается, и барабанная перепонка прогибается наружу – в сторону более низкого давления.

При приземлении атмосферное давление становится выше, и барабанная перепонка, наоборот, втягивается внутрь уха. Такое состояние длится некоторое время, после этого разность давлений нивелируется. Исчезает деформация барабанной перепонки, а с ней заложенности слухового канала, болевые ощущения.

Если заложенность ушей не проходит

В некоторых случаях состояние заложенности не проходит довольно долгое время. Состояние сопровождает человека, когда самолет уже набрал высоту, а разности давлений уже нет. Дискомфорт способен продолжаться и по окончании полета. Если это так, и заложенность ушей продолжает беспокоить, то нужно обратиться за врачебной помощью. Необходимо исключить диагноз аэроотит.

Аэроотит – это воспалительное заболевание среднего уха, возникшее, как реакция на резкие перепады давления. Пациенты отмечают резкую ушную боль, чувство распирания, снижение слуха. Могут присоединиться вестибулярные нарушения, нарушения координации движений, стойкая тугоухость, гнойные выделения из ушного отверстия.

Аэроотит

Заболевание довольно опасное, оно сопровождается разрывом барабанной перепонки, нарушением в цепи слуховых косточек, вывихом стремени, ситуация грозит стойкой глухотой. Есть вероятность присоединения гнойного отита и перехода инфекции в более глубокие структуры уха.

Болезненные состояния организма, которые могут осложниться аэроотитом в условиях резких перепадов давления:

  • Воспалительные заболевания носа и верхних дыхательных путей (синусит, ринит, хронический тонзиллит).
  • Различные патологии органов слуха (отит, евстахиит, тугоухость).
  • Баротравма.

Воспалительные заболевания носа и верхних дыхательных путей

Заложенность носа влияет на проходимость слуховых труб в ушах
Заложенность носа влияет на проходимость слуховых труб в ушах

Эти заболевания являются причиной ухудшения проходимости слуховых труб. Для того чтобы давление в барабанной полости сравнялось с давлением внешней среды во время полета, необходимо открыть устье слуховой трубы.

Для этого нужно несколько раз усиленно глотнуть или сделать несколько зевательных движений. Но при присутствии воспалительных процессов в носоглотке этот механизм не работает. Поэтому даже небольшие перепады давления могут вызвать аэроотит.

Патологии органов слуха

Садится в самолет, имея патологии органов слуха, опасно. Обычно такие пассажиры в полете испытывают сильную боль, ее причиной является давление воздуха в больном ухе.

Отит – воспалительное заболевание органа слуха. Барабанная перепонка в это время болезненна и увеличена в размерах. Даже если воспаление уже купировано, на ней остаются болезненные спайки. Она утолщена, менее эластична, поэтому ей сложнее после деформаций, связанных с перепадами давления вернуться в нормальное положение.

Схема ЕвстахиитаЕвстахиит – воспаление слизистой оболочки евстахиевой трубы. Заболевание тоже препятствует открытию устья слуховой трубы, что делает невозможным адаптировать внутреннюю среду уха к окружающей атмосфере. Осложнение бывает спровоцировано запущенной простудой, хроническим гайморитом или полипом в носу. Нейросенсорная тугоухость бывает вызвана высоким кровяным давлением или травмой ушей и головы. Заложенность ушей в полете при таком заболевании будет выражена гораздо сильнее.

Баротравма

Барабанная перепонка при баротравме
Барабанная перепонка при баротравме

Бывают ситуации, когда атмосферное давление меняется очень быстро. Это происходит, например, при полетах скоростных самолетов или военных истребителей. У людей, профессия которых связана с большими высотами и скоростями (летчики – испытатели, военные летчики) и большими глубинами – водолазы, драйверы – непросто закладывает уши, для них существует опасность получения баротравмы.

Баротравма уха – это повреждение мягких тканей и барабанной перепонки органа слуха в результате возникновения значительной разности давлений воздуха в барабанной полости и снаружи. В ухо попадает экссудат – жидкость из травмированных мягких тканей и сосудов, ситуация ведет к воспалению. Следствием баротравмы часто бывает аэроотит, есть вероятность осложнений гнойной инфекцией.

На высоте более 10 тыс. метров в салоне самолета искусственно разрежают воздух, чтобы уравновесить внутреннее давление с атмосферным давлением за бортом. Это делается, чтобы избежать повреждения корпуса самолета из-за более высокого давления воздуха внутри салона. Здоровые люди этого, как правило, не замечают.

Методика избавления от дискомфорта в самолете

Перепады атмосферного давления в полете создают нежелательную нагрузку на организм, это чревато ухудшением общего самочувствия. Перед полетом желательно заранее позаботиться о мерах профилактики, чтобы избежать закладывания ушей. Особенно это актуально, если уже есть провоцирующие факторы.

Не рекомендуется путешествовать во время простуды или при насморке. Но если поездку нельзя отложить, следует перед полетом закапать в нос сосудосуживающие средства: Нафтизин, Галазолин, Ксимелин. Они снимут отечность органов дыхания и слуха. Просвет слуховой трубы расширится, и это существенно улучшит ее работу.

Нельзя летать и при появлении патологии органов слуха. Перед полетом рекомендуется закапать в уши специальные капли, они окажут антисептическое, болеутоляющее и противовоспалительное действие: Нормакс, Отофа, Отинум.

ПрепаратФотоЦена
НафтизинНафтизинОт 22 руб.
ГалазолинГалазолинОт 37 руб.
КсимелинКсимелинОт 89 руб.
НормаксНормаксОт 149 руб.
ОтофаОтофаОт 206 руб.
ОтинумОтинумОт 226 руб.

Для уменьшения отрицательного воздействия перепадов давления на организм, необходимо заранее приобрести в аптеке специальные компенсационные беруши для перелетов. Они сделаны из силикона с керамическими вставками, помогающими нивелировать последствия перепада давлений в воздухе. Эти средства предлагаются бортпроводниками перед полетом пассажирам некоторых современных лайнеров.

Нужно избегать засорения ушей. Своевременная гигиена ушей при помощи ушных палочек позволит свести к минимуму ощущения дискомфорта от перелета. Если уши долго не чистить, внутри слухового прохода способна образоваться серная пробка, она в полете будет провоцировать закладывание.

Своевременная гигиена облегчит заложенность ушей в самолете
Своевременная гигиена облегчит заложенность ушей в самолете

Рекомендуется избегать купаний перед путешествием, вода способна остаться в слуховом проходе, и эффекта заложенности ушей в полете не избежать.

Хуже переносят полет эмоциональные люди, боящиеся перелетов. Волнуясь, они провоцируют повышение артериального давления, что делает ощущение заложенности ушей еще более сильным и неприятным.

Закладывает уши при посадке – как себя правильно вести?

Чтобы при взлете и посадке самолета заложенность ушей была минимальной необходимо постоянно создавать условия, при которых в среднее ухо будет поступать воздух.

Аэрация среднего уха происходит лишь при открытой евстахиевой трубе. В обычном состоянии она имеет довольно маленький просвет, а во время полета может полностью закупориться. Откроется она лишь в момент зевания, проглатывания пищи или проделывания специальных упражнений.

Поэтому способы улучшить свое состояние во время набора или потери высоты сводятся именно к этим несложным мероприятиям:Массаж ушных раковин

  • Активные глотательные или зевательные движения помогут открыть евстахиеву трубу на некоторое время.
  • Рассасывание леденцов, питье маленькими глотками минеральной воды или использование жевательной резинки способствует частому глотанию.
  • Массаж ушных раковин поможет уменьшить неприятные ощущения.

Существует несколько упражнений, специально изобретенных для улучшения работы слуховых труб по время полета:

  • Делать движение языком вперед, назад.
  • Делать движение нижней челюстью вправо, влево.
  • Поочередно вдыхать одной ноздрей, а выдыхать другой (если заложило одно ухо).
  • Делать вдох с закрытым носом.
  • Метод Вальсальвы: с закрытым носом и закрытым ртом осторожно направить поток воздуха в нос и уши.
  • Метод Лоури: выдыхая, делать глотательные движения с закрытым ртом и носом.

Эти несложные упражнения помогут облегчить состояние заложенности слухового канала при снижении самолета. Если же полет давно закончен, а дискомфорт в ушах так и не прошел, следует немедленно обратиться в медицинское учреждение. Чем скорее это произойдет, тем более эффективным будет лечение.

Видео: Опасности авиаперелета, как помочь самому себе